Пояснительная записка
к образовательному (учебному) плану
ГОУ «Зоринская школа № 10» Луганской Народной Республики
на 2015-2016 учебный год
1. Общие положения
1.1 Образовательный (учебный) план ГОУ «Зоринская школа № 10» Луганской Народной Республики является нормативным документом, регламентирующим учебный процесс по базовому (инвариантному) и вариативному (школьному) компонентам, предельно допустимую аудиторную учебную нагрузку, внеурочную деятельность.
Образовательный (учебный) план ГОУ «Зоринская школа № 10» Луганской Народной Республики реализующий основную образовательную программу начального общего образования, является важнейшим нормативным документом по реализации государственных образовательных стандартов, определяет максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам, выступает одновременно в качестве внешнего ограничителя, определяющего общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также в качестве одного из основных механизмов его реализации.
1.2. Учебный план ГОУ «Зоринская школа № 10» Луганской Народной Республики на 2015-2016 учебный год разработан с учетом базисных учебных планов для общеобразовательных учебных учреждений (Приказ МОН ЛНР от 26.12.2014 г. №72 «Об утверждении и поэтапном переходе образовательных учреждений ЛНР на временный государственный образовательный стандарт).
Нормативной базой, лежащей в основе разработки рабочего учебного плана школы, являются следующие документы:
1.Конституция Луганской Народной Республики
2.Приказ МОН ЛНР от 26.12.2014г. №72 «Об утверждении и поэтапном переходе образовательных учреждений ЛНР на временный государственный образовательный стандарт»;
3.Приказ управления образованием Перевальского района от 05.01.15г. №1 «Об утверждении и поэтапном переходе учебных заведений Перевальского района на временный государственный образовательный стандарт»;
4.Методические рекомендации по переходу на новые образовательные стандарты начального общего образования Научно-методического центра развития образования ЛНР от 08.01.2015 г.;
5.Методические рекомендации по формированию рабочих учебных планов общеобразовательных учреждениях ЛНР на 2015-2016 учебный год,
6.
7.Методические рекомендации по планированию и организации внеурочной деятельности, утвержденные на заседании Научно-методического совета НМЦРО ЛНР протокол №2 от 23.12.2014;
8.Критерии оценивания учебных достижений учащихся;
9.Устав ГОУ «Зоринская школа № 10» Луганской Народной Республики
1.3. Структура учебного плана школы соответствует традиционному делению школы на три ступени: начального общего образования – 1-4 классы; основного общего образования – 5-9 классы; среднего общего образования – 10-11 классы.
1.4. Учебный план школы направлен на сохранение здоровья обучающихся, обеспечение доступности эффективности и качества общего образования, так как задача школы как образовательного учреждения – создать условия для развития учащихся с учетом их индивидуальных способностей и склонностей.
При реализации учебного плана на первой ступени общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в том числе: закладывается основа формирования учебной деятельности ребёнка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат; формируются универсальные учебные действия; развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Содержание образования на этой ступени формируется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие, деятельностный подход и индивидуализацию обучения по каждому учебному предмету.
1.5. ГОУ «Зоринская школа № 10» Луганской Народной Республики в 2015-2016 учебном году работает в следующем режиме:
- учебные занятия проводятся в одну смену;
- 1-е классы обучаются по 5-дневной учебной неделе; используется «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии (1–2-я недели сентября – по 3 урока в день по 35 минут каждый, 3–4-я неделя сентября – май – по 4-5 уроков по 35 минут каждый); в середине учебного дня проводится динамическая пауза продолжительностью 40 минут;
- 2–3-и классы обучаются по 5-дневной рабочей неделе при продолжительности урока – 40 минут;
- 4-е классы обучаются по пятидневной рабочей неделе при продолжительности урока – 45 минут;
- основная и старшая школа обучаются по пятидневной рабочей неделе при продолжительности урока – 45 минут;
Обязательная недельная нагрузка обучающихся соответствует нормам, определенным ДСанПіН и составляет по классам:
- 1-е классы – 22 часов;
- 2-е классы – 24 часа;
- 3-4-е классы - 25 часов;
- 5 классы – 30 часов;
- 6 классы – 33 часа;
- 7 классы – 34 часа;
- 8-11 классы – 35 часов.
Продолжительность учебного года составляет в 1 классе – 33 учебные недели, в 2–4-х классах – 34 недели, в 5–11-х классах –35 недель.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет 30 календарных дней. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются дополнительные недельные каникулы.
1.6. Образовательный (учебный) план для 1–11-х классов включает три части: инвариантную (обязательную), вариативную (формируемую участниками образовательного процесса) и внеурочную деятельность. Наполняемость инвариантной части определена базисным учебным планом и включает федеральный компонент; вариативная часть включает дисциплины регионального компонента и компонента образовательного учреждения, часы
которого используются на введение предметов, отражающих специфику школы, а также на элективные курсы и элективные предметы.
1.7. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации.
Время, отводимое на данную часть учебного плана, использовано на увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части, введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений:
- начальное общее образование - изучение логики в 1-х, 3-х классах (2час/нед. и 1 час/нед. соответственно); информатика в 2-4-х классах (1 час/нед.);
- основное общее образование - изучение украинской литературы в 6-7 классе по 1 часу в неделю, в 8 классах вводится курс "Мой край - Луганщина" в 9-х – «Технология» (по 0,5 час/нед.), информатики и ИКТ в 5-6-х классах (0,5 час/нед., 1 час/нед. соответственно), основ безопасности жизнедеятельности в 6 классе (0,5 час/нед.);
- среднее общее образование - изучение украинского языка и литературы в 10-11-х классах (3 час/нед.), элективных курсов "Основы научно-исследовательской работы" - 11 класс (1 час/нед.), «Мировая художественная культура» в 10 классе, «Обществознание. Глобальный мир в ХХІ веке» в 11 (1 час/нед.), «Речевой этикет» в 10–11-х классах (1 час/нед.), «Решение текстовых задач» в 10 и 11 классах (1 час/нед.).
1.9. Содержание учебного плана по ступеням определяется образовательными целями школы относительно каждой из ступеней:
- В 1- 4-х классах по ВГОС НОО основное внимание уделяется формированию познавательной деятельности и развитию коммуникативной компетенции обучающихся. Обязательная часть базисного учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:
1) формирование гражданской идентичности обучающихся;
2) их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;
3) готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования;
4) формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
5) личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
ГОУ «Зоринская школа № 10» Луганской Народной Республики использует учебное время данной части на различные виды деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и т.д.). Общие характеристики, направления, цели и практические задачи учебных предметов, предусмотренных требованиями Стандарта к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, музыке, изобразительному искусству, технологии, физической культуре.
Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки, используется на ведение учебных курсов, обеспечивающих интересы обучающихся. В данную часть входит и внеурочная деятельность.
В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса ГОУ «Зоринская школа № 10» Луганской Народной Республики, которая предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и направлено на реализацию различных форм её организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезная практика.
- В 5–8-х классах расширяется круг дисциплин, углубляется естественнонаучная составляющая образовательной программы. За счет направлений внеурочной деятельности обучающимся предоставляется возможность развивать и закреплять наметившиеся интересы в различных образовательных областях; основное внимание уделяется учебным программам и образовательным проектам, направленным на пробуждение учебных интересов, инициативных действий, развитие интеллекта, формирование умений. В 9-х классах создаются условия для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора образовательной траектории, профиля обучения (реализация программ предпрофильной подготовки);
- В 10-м классе реализуются образовательные программы профильного обучения (биолого-географического). В 11-м классе реализуется образовательная программа профильного обучения (химико-биологического), что соответствует однопрофильной модели обучения на старшей ступени.
|