Десять советов молодому учителю
Плохо, когда на молодого учителя смотрят только перспективно. Обычно со временем он становится более умелым, самостоятельным, приобретет навыки, освоит приемы, достигнет мастерства. Но в то же время он может потерять ту непосредственность и очарование молодости, черты, присущие только молодому учителю, что иногда приближают к нему учеников сильнее, чем мудрость пожилого мастера. Моим первым ученикам, наверное, было интереснее со мной, чем нынешним. В школе обязательно должны быть молодые учителя. Без них жизнь скучна, неинтересна, пресна.
Совет первый: не считай школу местом, не совсем достойным применения твоих выдающихся способностей, местом, куда тебя как бы сослали. Школа не имеет нужды в твоей снисходительности. Да, она тебя ждет, и, можно сказать, с распростертыми объятиями, она хочет, чтобы ты в ней был, но у нее есть достоинство. И это достоинство - дети. Поэтому не надо смотреть на школу свысока, не надо делать ей одолжение.
Так что сразу ориентируйся на школу и именно с ней связывай свои честолюбивые мечты. Тем более что хороший учитель лучше посредственного поэта или актера. Дело не в том, какова профессия, а в том, насколько она тебе подходит. А вот в этом стоит разобраться. Но нельзя разобраться на бегу. Надо поработать с полной отдачей, надо выложиться. И для этого надо считать школу своим делом, а не чужим, куда ты попал случайно. Разобраться - это значит понять, по душе ли тебе труд учителя. Вот ты и постарайся понять, твое это дело или дяди. Но не торопись с выводами.
Далее вникни в мой второй совет. Найди себя, свой образ. Учитель индивидуален, иначе не может быть и речи о творчестве. Это не исключает подражания, особенно вначале. Наоборот, присматривайся к мастерам. Бери на вооружение то, что тебе кажется твоим, что тебе нравится. Не надо понимать творчество как изобретение пороха. Педагогика существует столько, сколько существует мир. Приемы и находки не умирают с мастером, они передаются его ученикам и последователям. Но каждый настоящий учитель, даже перенимая опыт, остается собой. Как же распознать, что в тебе твое, а что - чужое? Лучше тебя самого этого никто не знает. Конечно, надо прислушиваться к мнениям, в том числе и критическим. Но если у тебя не будет внутреннего ощущения истины, ты будешь не учитель, а «чего изволите?». Это другая крайность, в противоположность высокомерия.
И потом, кто сказал, что учитель создает свой образ раз и навсегда? Маяковский писал о художнике Келине: «Лучший учитель. Твердый. Меняющийся». Образ - не схема, а живое лицо. В любом случае он должен быть твоим и он должен быть живым, а не маской.
Совет третий: не замыкайся в своем учителе. Если учитель - только учитель, это скучно. Играй на гитаре, пой, пиши стихи, играй в волейбол, ходи в горы, собирай марки, бывай в театре и на выставках. Расширяй круг друзей и знакомых. Общайся с самыми разными людьми. Люби жизнь в разных её проявлениях. Ты должен быть интересен детям, но это не получится, если ты сосредоточишься только на самом себе. Кроме обязательной программы у тебя, как у мастера-фигуриста, должна быть великолепная произвольная программа.
И опять же, надо помнить, что все проявления личности индивидуальны. Не надо искусственно культивировать в себе качества, тебе не присущие. Универсальность не обязательна. Не надо писать стихов, если у тебя нет способностей. А самое главное тебя должны интересовать люди. Не исключай общение из своей жизни. Иначе засохнешь, как сломанная ветка.
Увлеченность, многосторонний интерес нужны учителю не просто так, сами по себе, а в связи с особенностью его профессии. Не зря про учителя говорят, что он и швец, и жнец, и на дуде игрок.
Поэтому мой четвертый совет: помни о комплексном характере учительского труда. Все имеет значение, все нужно: и эрудиция, и методика, и внеклассная работа, и психология общения, и любовь к детям, и дисциплина. Не нужно это разделять, это все взаимосвязано. И если мы говорим об этом отдельно, то это чисто условно. Помни: любой рассказ о школе, эпизод, даже анекдот имеет в себе комплекс учительских качеств. Иначе получается нелепо, смешно или даже хуже того - непрофессионально.
Ты можешь возразить, что тебе известны учителя, которые хорошо знают свой предмет, но не владеют методикой, или такие, которые только дают уроки, а после звонка их как корова языком слизала, или такие, в которых дети стоят на головах, а они орут на них и обижаются. Да, я тоже таких знаю. И советую тебе помнить, чтобы ты таким не был, что они несчастливы, так же как и их ученики.
Я бы с радостью сформулировал свой пятый совет так: будь счастливым. Правда, это больше похоже на пожелание, чем на совет. Тогда я скажу так: будь оптимистом! Верь! Ужасно, когда учитель не видит ничего хорошего ни в настоящем, ни в будущем. Создавай планы, пусть иногда несбыточные, но конструктивные.
В жизни каждому бывает тяжело и горько, у каждого случается несчастье и горе. И утром, бывает, не хочется вставать и идти в школу. И даже дети порой так надоедают... Но надо себя перебарывать. Жизнь - это преодоление трудных и даже критических ситуаций.
Да, мы порой идем на разного рода компромиссы, и это не противоречит тому, что я только что сказал. Это апелляция к разуму. Бескомпромиссность - это упрямство и неумение мыслить перспективно. Но цель все равно должна быть. И не только цель урока, и не столько цель урока, сколько цель всего твоего обучения.
Дети не должны видеть в тебе неудачника. Неудачников не любят. Даже если что-то не будет выходить, всеми силами разрушай возможное впечатление, что у тебя не получается вообще. Внутри у тебя, дорогой мой, должно быть все четко и уверенно.
Шестой совет может показаться банальным: будь честным и правдивым. «Подумаешь, - скажешь ты, - я сам это ученикам каждый день говорю». И зря. Каждый день это говорить не надо. Сказал один раз, и хватит. Но так, чтобы дети тебе поверили. Дети очень высоко ценят честность. «Так нечестно», - это крайне негативная оценка. Хотя сплошь и всюду они хитрецы и лжецы. Скажу откровенно: я тоже иногда вру. Не обманываю принципиально, а так... привираю для красоты.
Совет седьмой тоже не новый: цени юмор в общении с учениками. Если ты сам, как говорят, не блещешь остроумием, цени юмор в других. Не бойся смешного, не бойся быть смешным сам: бывают совсем невинные и безобидные смешные ситуации. Другое дело, если над тобой смеются постоянно, если ты вообще смешной - это все!..
Не надо смотреть на юмор, как на прием. Все, в том числе и юмор, должно быть естественно и уместно. Некоторые учителя сердятся, когда дети смеются. Даже выгоняют их из класса. И зря. Любой ситуацией на уроке, в том числе и смешной, учитель должен владеть. И если учитель сказал: «Посмеялись и хватит», класс должен подчиниться. Надо помнить и то, что смех может больно ранить. Он, как говорил Маяковский, - грозное оружие. Поэтому надо знать границу, быть осторожным и тактичным.
Совет восьмой: будь естественным, не притворяйся, не старайся казаться умнее и лучше, чем ты есть. Зря: дети тебя все равно раскусят.
Часто учителя сравнивают с актером, и в этом есть свой резон. Но уж если ты играешь роль, пусть она будет твоей. Играй себя. И не переигрывай! Сходство между учителем и актером заключается, возможно, в том, что и тот и другой выходят на аудиторию, на публику. Если между актерами и зрительным залом не устанавливается невидимый контакт, спектакль проваливается. Так и в классе. Некоторые кричат и стучат кулаком по столу, а детям не страшно. Другие говорят тихо и смотрят в сторону, но какое-то колдовство завораживает детей, и они не сводят с учителя глаз. Это феномен учительского гипноза, такого, впрочем, хрупкого, но сладкого.
Больше всего я не люблю, когда учитель на уроке не говорит, а декламирует выступает. Он - вроде уже и не он, а кто-то другой, по его понятиям, лучше того, каким он является на самом деле, а на самом деле - хуже, потому что искуственнее. Он притворяется, и это всем понятно. Тем временем романтики, увлеченные учителя не обязательно говорят с пафосом. Настоящих крыльев, что возвышают их над повседневностью, порой никому не видно, и внешне человек выглядит совершенно обычно. Но в этих людях есть что-то детское, они и ведут себя иногда почти как дети.
Совет девятый возникает с восьмым: не воображай о себе больше того, что ты есть на самом деле. Знай себе цену и будь скромным, не теряя достоинства. Не надо казаться, надо быть.
Не бойся честолюбия и не слушай ханжей и бездарных завистников. Но честолюбие должно быть внутри, демонстрировать его неприлично. Честолюбие, все-таки, играет вспомогательную роль как стимулятор дела. Главное - дело. Это - твое кредо, запомни! Ты же всегда на глазах, тем более у детей, которые все видят и все замечают. От их внимательного взгляда не ускользает ничего! И ты не думай, что мнением детей, их отношением можно пренебречь. Потому что они и есть твои главные ценители и судьи, они, а не начальство, и даже не твои коллеги и друзья.
Если не тщеславие, то что же должно быть в основе твоей жизни и работы? Твоя общественная позиция. И мой последний, десятый совет: найди ее. Я говорю «найди», но, возможно, она у тебя уже есть, эта позиция. Возможно... Но она формируется, стабилизируется и кристаллизуется в деле. Рассуждать о политике, о патриотизме, об интернационализме все мастера. Но не пополняй и так многочисленные ряды «пикейных жилетов». Помни, что у тебя есть дети, и эта позиция нужна им.
Общественная позиция прежде всего - моральная. Запомни: какие бы прекрасные учебники мы ни издавали, какие бы замечательные программы ни составляли, истинный проводник гражданской идеи - ты. И от тебя зависит, дойдет ли эта идея до ума и сердца ученика в целости и чистоте или будет так хитроумно перевернута и извращена, что результат окажется прямо противоположным.
И, наконец, последнее: не воспринимай эти советы как некое подобие скрижалей или безапелляционного провозглашения непреложных истин. Я не оракул. Абсолютных правил, пригодных на все случаи жизни, не знаю. Думай сам!