Порядок
проведения аттестации педагогических работников организаций
Луганской Народной Республики, осуществляющих образовательную
деятельность
I. Общие положения
1.1. Порядок проведения аттестации педагогических работников
организаций Луганской Народной Республики, осуществляющих
образовательную деятельность (далее - Порядок) определяет правила,
основные задачи и принципы проведения аттестации в целях подтверждения
соответствия занимаемой должности педагогических работников
организаций, осуществляющих образовательную деятельность, организаций,
осуществляющих научно-методическое, методическое, ресурсное и
информационно-техническое обеспечение образовательной деятельности,
центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
(далее - организация); правила проведения аттестации в целях установления
квалификационных категорий, присвоения педагогических званий
педагогическим работникам организаций.
Настоящий Порядок применяется к педагогическим работникам
организаций, в том числе в случаях, когда ими осуществляется замещение
должностей по совместительству в той же или иной организации, а также
путем совмещения должностей наряду с работой в той же организации,
определенной трудовым договором.
2
При совмещении педагогическим работником должностей в одной
организации, аттестация осуществляется по каждой из занимаемых
должностей.
1.2. Аттестация педагогических работников проводится в целях
подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими
должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по
желанию педагогических работников (за исключением педагогических
работников из числа профессорско-преподавательского состава, а также
педагогических работников, занимающих должности, поименованные в
части второй данного пункта Порядка) в целях установления
квалификационной категории, присвоения педагогического звания.
Руководителям кружков, секций, студий и других форм кружковой
работы, педагогам, работающим на должностях мастера производственного
обучения; культорганизатора; аккомпаниатора; экскурсовода; инструктора по
туризму; помощника директора по режиму, старшего дежурного по режиму,
дежурного по режиму в общеобразовательных школах и профессиональных
училищах социальной реабилитации; ассистента учителя-реабилитолога;
консультанта центра психолого-педагогической, медицинской и социальной
помощи, независимо от уровня полученного ими образования по результатам
аттестации устанавливаются тарифные разряды.
При установлении тарифного разряда учитываются образовательный
уровень педагогического работника, профессиональная компетентность,
педагогический опыт, результативность и качество работы, другие данные,
характеризующие его профессиональную деятельность.
1.3. Аттестация педагогического работника - это система
мероприятий, направленная на изучение и оценку его профессионального
уровня, деловых и личных качеств, результатов деятельности по
формированию знаний, умений, навыков, интеллектуального, нравственного,
творческого и физического развития обучающихся при реализации
образовательных программ, научно-методического обеспечения, по которой
определяется соответствие педагогического работника занимаемой
должности, уровень его квалификации, профессиональных компетенций,
результатов профессиональной деятельности в межаттестационный период и
других характеристик педагогического работника требованиям к
квалификационным категориям и/или педагогическим званиям,
установленным данным Порядком (Приложения № 1, 2).
1.4. Основными задачами проведения аттестации являются:
а) стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения
уровня квалификации педагогических работников, их методологической
культуры, профессионального и личностного роста;
б) повышение эффективности и качества профессиональной
деятельности;
в) выявление перспектив использования потенциальных
возможностей педагогических работников;
3
г) учет требований государственных образовательных стандартов к
обеспечению реализации образовательной программы педагогическими
кадрами;
д) обеспечение дифференциации размеров оплаты труда
педагогических работников с учетом установленной квалификационной
категории / присвоенного педагогического звания и объема их
преподавательской (педагогической) работы.
1.5. Основными принципами проведения аттестации являются:
а) открытость;
б) коллегиальность;
в) объективность и системность оценивания его педагогической
деятельности;
г) недопустимость дискриминации при проведении аттестации;
д) гуманное и доброжелательное отношение к педагогическому
работнику.
1.6. Обязательным условием аттестации является прохождение не
реже одного раза в пять лет повышения квалификации на принципах
свободного выбора форм обучения, образовательных организаций
(учреждений), программ по профилю педагогической деятельности в объеме
не менее 72 часов.
Это требование не распространяется на педагогических работников,
работающих первые пять лет после получения высшего образования.
1.7. Аттестация осуществляется в течение учебного года (далее -
аттестационный период).
II. Порядок создания и деятельности аттестационных комиссий
2.1. Для проведения аттестации педагогических работников ежегодно
в срок до 20 сентября создаются:
а) аттестационные комиссии І уровня, формируемые
образовательными организациями (учреждениями);
б) аттестационные комиссии ІІ уровня, формируемые
управлениями/отделами образования администраций городов/районов
Луганской Народной Республики;
в) аттестационная комиссия ІІІ уровня, формируемая Министерством
образования и науки Луганской Народной Республики.
2.2 Деятельность аттестационных комиссий состоит из проведения
заседаний аттестационных комиссий и организации проведения экспертных
процедур экспертными группами аттестационных комиссий в соответствии с
данным Порядком (Приложение № 3).
2.3. К компетенциям аттестационных комиссий І уровня относятся:
а) аттестация педагогических работников организации в целях
подтверждения соответствия занимаемым ими должностям на основании
представления руководителя организации;
4
б) аттестация педагогических работников организации в целях
установления квалификационных категорий «специалист второй категории»,
«специалист первой категории».
2.4. К компетенциям аттестационных комиссий ІІ уровня относятся:
а) аттестация педагогических работников организаций, находящихся в
ведении управлений/отделов образования администраций городов/районов
Луганской Народной Республики, в целях установления квалификационной
категории «специалист высшей категории», присвоения педагогических
званий;
б) аттестация педагогических работников организаций,
осуществляющих обучение, организаций, осуществляющих научно-
методическое, методическое, ресурсное и информационно-техническое
обеспечение образовательной деятельности, центров психолого-
педагогической, медицинской и социальной помощи, а также практических
психологов, учителей-дефектологов (логопедов, сурдопедагогов,
тифлопедагогов, олигофренопедагогов) организаций в целях установления
квалификационных категорий «специалист второй категории», «специалист
первой категории»;
в) аттестация педагогических работников организаций, находящихся в
ведении управлений/отделов образования администраций городов/районов
Луганской Народной Республики, в которых не создана аттестационная
комиссия, в целях подтверждения соответствия педагогического работника
занимаемой должности, установления квалификационных категорий
«специалист второй категории», «специалист первой категории», присвоения
педагогических званий;
г) рассмотрение апелляций по решениям аттестационных комиссий І
уровня.
2.5. К компетенциям аттестационной комиссии ІІІ уровня относятся:
а) аттестация педагогических работников государственных
образовательных организаций (учреждений), находящихся в ведении
Министерства образования и науки Луганской Народной Республики,
организаций, осуществляющих обучение, организаций, осуществляющих
научно-методическое, методическое, ресурсное и информационно-
техническое обеспечение образовательной деятельности, центров психолого-
педагогической, медицинской и социальной помощи в целях установления
квалификационной категории «специалист высшей категории», присвоения
педагогических званий;
б) аттестация практических психологов, учителей-дефектологов
(логопедов, сурдопедагогов, тифлопедагогов, олигофренопедагогов)
государственных образовательных организаций (учреждений), находящихся
в ведении Министерства образования и науки Луганской Народной
Республики, в целях установления квалификационных категорий
«специалист второй категории», «специалист первой категории»;
5
в) рассмотрение апелляций по решениям нижестоящих
аттестационных комиссий.
2.6. В случае, когда в организации аттестационная комиссия не может
быть создана (численность педагогических работников без учета
совместителей меньше 15 человек, отсутствие у них квалификационных
категорий), аттестация педагогических работников данной организации
осуществляется аттестационной комиссией I уровня, определенной
соответствующим управлением/отделом образования администрации
города/района Луганской Народной Республики или аттестационной
комиссией II уровня.
2.7. Аттестационные комиссии всех уровней создаются в количестве
не менее пяти человек сроком на один год до формирования нового состава
аттестационной комиссии. Персональный состав аттестационной комиссии
утверждается локальным нормативным актом руководителя органа
(организации), проводящего аттестацию и может меняться в течение года.
2.8. Аттестационные комиссии в составе председателя, заместителя
председателя, секретаря, членов комиссии формируется из числа
представителей организаций; представителей Министерства образования и
науки Луганской Народной Республики; представителей управлений/отделов
образования администраций городов/районов Луганской Народной
Республики; представителей профессиональных и общественных
объединений (по согласованию).
Председателем аттестационной комиссии является руководитель
(заместитель руководителя) образовательной организации (учреждения) или
соответствующего управления/отдела образования администрации
города/района Луганской Народной Республики.
Для проведения аттестации в целях подтверждения соответствия
педагогического работника занимаемой должности в состав аттестационной
комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного
органа соответствующей первичной профсоюзной организации.
2.9. Для осуществления всестороннего анализа и независимой оценки
профессиональной деятельности аттестуемых педагогических работников
аттестационные комиссии всех уровней имеют право создавать экспертные
группы, состав которых утверждается локальным нормативным актом органа
(организации), проводящего аттестацию. Заключения экспертных групп
подписываются председателем и членами экспертной группы и учитываются
при принятии решения аттестационной комиссией.
2.10. В состав экспертных групп включаются
высококвалифицированные специалисты по профилю деятельности
аттестуемых педагогических работников, имеющие квалификационную
категорию не ниже заявленной аттестуемыми педагогическими работниками.
Факт ознакомления аттестуемого педагогического работника с
экспертным заключением удостоверяется подписью с указанием фамилии,
имени, отчества и даты. Отказ аттестуемого педагогического работника
6
ознакомиться с экспертным заключением и (или) поставить свою подпись об
ознакомлении не является препятствием для передачи материалов в
аттестационную комиссию и проведения аттестации.
2.11. Аттестуемый педагогический работник, в случае несогласия с
экспертным заключением или его отдельными положениями, имеет право
подать письменное мотивированное заявление секретарю аттестационной
комиссии о несогласии. К заявлению прилагаются копии соответствующих
документов и/или оформленные в соответствии с действующим
законодательством Луганской Народной Республики справки, выписки,
которые приобщаются секретарем к материалам аттестации.
2.12. Руководитель организации, в которой работает аттестуемый
педагогический работник, должен ознакомиться с экспертным заключением
под подпись. В случае если руководитель не согласен с итогами экспертных
процедур, он может предоставить информацию об аттестуемом
педагогическом работнике председателю аттестационной комиссии (форма
произвольная).
2.13. Аттестация педагогических работников осуществляется в
следующие сроки:
аттестационными комиссиями І уровня – ежегодно до 1 апреля;
аттестационными комиссиями ІІ уровня – ежегодно до 10 апреля;
аттестационной комиссии ІІІ уровня – ежегодно до 25 апреля.
2.14. Аттестуемый педагогический работник должен быть уведомлен
секретарем аттестационной комиссии соответствующего уровня о сроке и
месте проведения заседания аттестационной комиссии под подпись не
позднее чем за 10 дней до заседания.
Аттестуемый педагогический работник имеет право лично
присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии.
При неявке педагогического работника на заседание аттестационной
комиссии аттестация может проводиться по письменному согласию в его
отсутствие.
2.15. Решение аттестационной комиссии по рассматриваемым
вопросам принимается голосованием («за» или «против») и считается
правомочными, если за него проголосовало не менее 50 (пятидесяти)
процентов от количества участников голосования и при наличии на
заседании не менее двух третей членов комиссии.
При аттестации педагогического работника, являющегося членом
аттестационной комиссии, его участие в голосовании не допускается.
2.16. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом в
произвольной форме, который подписывается председателем, всеми членами
аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании, и вступает в
силу со дня принятия решения.
2.17. Решение аттестационной комиссии о результатах аттестации в
целях установления квалификационных категорий, присвоения
педагогических званий утверждается локальным нормативным актом
7
Министерства образования и науки Луганской Народной Республики,
соответствующего управления/отдела образования администрации
города/района Луганской Народной Республики или локальным
нормативным актом организации, который издается не позднее трех рабочих
дней после заседания аттестационной комиссии.
III. Аттестация в целях подтверждения соответствия
педагогического работника занимаемой должности
3.1. Аттестация в целях подтверждения соответствия педагогического
работника занимаемой должности проводится в обязательном порядке один
раз в 5 (пять) лет.
3.2. Руководитель организации ежегодно до 01 октября издает
локальный нормативный акт, утверждающий список педагогических
работников организации, подлежащих аттестации в целях подтверждения
соответствия педагогического работника занимаемой должности, график
проведения аттестации, с которым знакомит педагогических работников под
подпись не позднее 3 рабочих дней после издания локального нормативного
акта.
3.3. Для проведения аттестации на каждого педагогического
работника, подлежащего аттестации, до 10 октября в аттестационную
комиссию I уровня руководителем организации подается представление, в
котором содержатся следующие сведения о педагогическом работнике:
а) фамилия, имя, отчество;
б) наименование должности;
в) стаж работы на занимаемой должности;
г) уровень образования и (или) квалификации по специальности или
направлению подготовки;
д) информация о повышении квалификации;
е) результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения);
ж) краткая мотивированная объективная оценка профессиональных,
деловых качеств, результатов профессиональной деятельности
педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей,
возложенных на него трудовым договором.
3.4. Педагогический работник знакомится с представлением под
подпись не позднее, чем за 10 календарных дней до дня проведения
аттестации. После ознакомления с представлением педагогический работник
по желанию может предоставить в аттестационную комиссию I уровня
дополнительные сведения, характеризующие его профессиональную
деятельность за период от даты предыдущей аттестации (при первичной
аттестации - от даты поступления на работу).
При отказе педагогического работника от ознакомления с
представлением составляется акт, который подписывается работодателем и
лицами (не менее двух), в присутствии которых составлен акт.
8
3.5. Аттестационная комиссия I уровня рассматривает представление,
аттестационные материалы, дополнительные сведения, предоставленные
самим педагогическим работником, характеризующие его профессиональную
деятельность (в случае их предоставления).
3.6. Педагогический работник признается соответствующим
занимаемой должности если он:
имеет среднее профессиональное или высшее образование и отвечает
квалификационным требованиям, указанным в квалификационных
справочниках, и/или профессиональным стандартам;
выполняет в полном объеме возложенные на него должностные
обязанности;
прошел повышение квалификации.
3.7. По результатам аттестации педагогического работника
аттестационная комиссия I уровня принимает одно из следующих решений:
соответствует занимаемой должности (указывается должность
педагогического работника);
не соответствует занимаемой должности (указывается должность
педагогического работника).
3.8. Результаты аттестации педагогических работников заносятся в
протокол, подписываемый председателем и членами аттестационной
комиссии I уровня, присутствовавшими на заседании, который хранится с
материалами, дополнительными сведениями, представленными самими
педагогическими работниками, характеризующими их профессиональную
деятельность (в случае их наличия), в организации.
3.9. По результатам заседания аттестационной комиссии I уровня не
позднее двух рабочих дней со дня ее проведения организация принимает
локальный нормативный акт об итогах аттестации педагогических
работников в целях соответствия занимаемым ими должностям. Аттестуемые
педагогические работники знакомятся с локальным нормативным актом под
подпись в течение трех рабочих дней после его принятия.
Выписка из локального нормативного акта хранится в личном деле
педагогического работника.
3.10. Решение аттестационной комиссии I уровня об аттестации в
целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым
ими должностям педагогический работник вправе обжаловать в
аттестационной комиссии высшего уровня в течение десяти дней с момента
ознакомления с локальным нормативным актом об итогах аттестации.
3.11. Аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой
должности не проходят следующие педагогические работники:
а) педагогические работники, имеющие квалификационные категории
(педагогические звания);
б) проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в
учреждении, где проводится аттестация;
в) беременные женщины;
9
г) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
д) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения
им возраста трех лет.
Аттестация педагогических работников, предусмотренных
подпунктами “г”и “д” настоящего пункта, возможна не ранее чем через два
года после их выхода из указанных отпусков.
3.12. Аттестация в целях подтверждения соответствия занимаемой
должности педагогического работника, у которого истек срок действия
квалификационной категории (педагогического звания), осуществляется не
позднее чем через один год после окончания срока действия
квалификационной категории (педагогического звания).
3.13. Аттестация в целях подтверждения соответствия
педагогического работника занимаемой должности проводится в течение
всего аттестационного периода.
3.14. Аттестационные комиссии I уровня дают рекомендации
работодателю о возможности назначения на соответствующие должности
педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или
стажа работы, соответствующих требованиям, определенным нормативными
правовыми актами Луганской Народной Республики в сфере образования, но
обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью,
выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них
должностные обязанности. Рекомендация оформляется выпиской из
протокола заседания аттестационной комиссии I уровня и подписывается
председателем и всеми членами аттестационной комиссии.
3.15. В случае принятия аттестационной комиссией I уровня решения
о несоответствии педагогического работника занимаемой должности
руководителем организации может быть принято решение о расторжении
трудового договора с соблюдением действующего законодательства
Луганской Народной Республики.
IV. Аттестация в целях установления квалификационной
категории
4.1. Аттестация педагогических работников в целях установления
квалификационной категории проводится по их желанию.
В зависимости от уровня профессионализма аттестуемого
устанавливается одна из следующих квалификационных категорий:
«специалист второй категории», «специалист первой категории»,
«специалист высшей категории».
4.2. Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет.
Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.
Исключение составляют женщины, находящиеся в отпуске по
беременности и родам; лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до
достижения ими возраста трех лет. Срок действия квалификационной
10
категории педагогических работников, указанных в данном абзаце, со дня их
выхода из указанных отпусков продлевается не более чем на 2 года.
4.3. Аттестация в целях установления квалификационной категории
проводится на основании Заявления о проведении аттестации
(Приложение № 4), поданного на имя председателя соответствующей
аттестационной комиссии не позднее 1 октября лично педагогическим
работником либо работником организации, ответственным за проведение
аттестации.
В Заявлении о проведении аттестации педагогический работник
указывает квалификационные категории и должности, по которым он желает
пройти аттестацию.
4.4. Педагогический работник несет полную ответственность за
достоверность указанных сведений и имеет право отозвать свое заявление на
любом этапе аттестации, о чем письменно уведомляет председателя
аттестационной комиссии.
4.5. Секретарь аттестационной комиссии осуществляет сверку
правильности оформления и заполнения необходимых реквизитов и
достоверности указанных сведений в Заявлении о проведении аттестации.
В случае необходимости секретарь аттестационной комиссии может
запросить дополнительную информацию о педагогическом работнике.
4.6. Заявления о проведении аттестации подаются педагогическими
работниками независимо от продолжительности работы в организации, в том
числе в период нахождения в отпуске по беременности и родам, по уходу за
ребенком до достижения им возраста трех лет.
4.7. Установление квалификационных категорий осуществляется
последовательно. Заявления о проведении аттестации в целях установления
квалификационной категории «специалист второй категории» подаются при
наличии стажа работы в указанной должности не менее двух лет; заявления о
проведении аттестации в целях установления квалификационной категории
«специалист первой категории» подаются педагогическими работниками не
ранее чем через один год после установления по этой должности
квалификационной категории «специалист второй категории»; заявления о
проведении аттестации в целях установления квалификационной категории
«специалист высшей категории» подаются педагогическими работниками не
ранее чем через один год после установления по этой должности
квалификационной категории «специалист первой категории».
4.8. При переходе педагогического работника на другую должность
установленная ранее квалификационная категория распространяется на все
должности, которые занимает педагогический работник, до окончания срока
ее действия. Квалификационная категория, установленная в должности
«учитель», «преподаватель», распространяется на все предметы, которые
преподает педагогический работник. Повышение квалификации по новой
должности (предмету) педагогический работник обязан пройти в течение
одного года с момента вступления в новую должность.
11
При этом при прохождении аттестации в целях установления
квалификационной категории педагогический работник имеет право
претендовать независимо от стажа работы, который определен пунктом 4.7
настоящего Порядка, на установление той же квалификационной категории,
которая ему была установлена ранее, либо более высокой.
4.9. Истечение срока действия квалификационной категории не
ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в
аттестационную комиссию с Заявлением о проведении его аттестации в
целях установления той же квалификационной категории по той же
должности.
4.10. Специалисты, которые перешли на должности педагогических
работников в организации среднего профессионального образования из
производства или сферы услуг, а также научно-педагогические работники
организаций высшего образования, которые перешли на педагогические
должности, имеют право аттестоваться с целью установления
квалификационной категории «специалист второй категории» при наличии
не менее трех лет стажа работы на производстве, в сфере услуг или стажа
научно-педагогической деятельности; квалификационной категории
«специалист первой категории» - не менее пяти лет; квалификационной
категории «специалист высшей категории» - не менее восьми лет.
4.11. Ежегодно до 10 октября аттестационная комиссия
соответствующего уровня утверждает список педагогических работников,
подлежащих аттестации в целях установления квалификационной категории,
график проведения аттестации, который доводит до сведения педагогических
работников под подпись.
4.12. По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает
одно из следующих решений:
а) установить квалификационную категорию «специалист второй
категории», «специалист первой категории», «специалист высшей категории»
(указывается должность педагогического работника, по которой
устанавливается квалификационная категория);
б) отказать в установлении квалификационной категории «специалист
второй категории», «специалист первой категории», «специалист высшей
категории» (указывается должность, по которой педагогическому работнику
отказывается в установлении квалификационной категории и мотивы отказа).
4.13. При принятии аттестационной комиссией решения об отказе
аттестуемому педагогическому работнику в установлении заявленной
квалификационной категории за ним сохраняется действующая
квалификационная категория до истечения срока ее действия.
4.14. Педагогический работник, которому при проведении аттестации
отказано в установлении квалификационной категории, обращается по
желанию в аттестационную комиссию соответствующего уровня с
Заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию
12
не ранее чем через год со дня принятия аттестационной комиссией
соответствующего решения.
4.15. Решение аттестационной комиссии об установлении
педагогическому работнику квалификационной категории утверждается
локальным нормативным актом органа и/или организации, проводящего
аттестацию.
4.16. Аттестационные материалы хранятся в аттестационной
комиссии, проводившей аттестацию, в течение одного года.
4.17. Квалификационные категории, установленные педагогическим
работникам, сохраняются до окончания срока их действия при переходе в
другую образовательную организацию (учреждение).
4.18. Запись об установленной квалификационной категории вносится
в трудовую книжку педагогического работника с указанием реквизитов
локального нормативного акта об установлении квалификационной
категории.
Оплата труда педагогического работника с учетом установленной
квалификационной категории осуществляется со дня принятия
аттестационной комиссией соответствующего решения.
4.19. Решение аттестационной комиссии об аттестации в целях
установления квалификационной категории педагогический работник вправе
обжаловать в соответствии с действующим законодательством Луганской
Народной Республики.
V. Аттестация в целях присвоения педагогического звания
5.1. Аттестация педагогических работников в целях присвоения
педагогического звания проводится по их желанию.
По результатам аттестации педагогическим работникам
присваиваются педагогические звания «преподаватель-методист», «учитель-
методист», «воспитатель-методист», «педагог-организатор-методист»,
«практический психолог-методист», «руководитель кружка-методист»,
«старший преподаватель», «старший учитель», «старший воспитатель»,
«мастер производственного обучения первой категории», «мастер
производственного обучения второй категории».
5.2. Педагогическое звание присваивается сроком на 5 лет. Срок
действия педагогического звания продлению не подлежит.
Исключение составляют женщины, находящиеся в отпуске по
беременности и родам; лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до
достижения ими возраста трех лет. Срок действия педагогического звания
педагогических работников, указанных в данном абзаце, со дня их выхода из
указанных отпусков продлевается не более чем на 2 года.
5.3. Аттестация в целях присвоения педагогического звания
проводится на основании Заявления о проведении аттестации
(Приложение № 4), поданного на имя председателя соответствующей
13
аттестационной комиссии не позднее 1 октября лично педагогическим
работником либо работником организации, ответственным за проведение
аттестации.
В Заявлении о проведении аттестации педагогический работник
указывает педагогическое звание и должность, по которым он желает пройти
аттестацию.
5.4. Педагогический работник несет полную ответственность за
достоверность указанных сведений и имеет право отозвать свое Заявление о
проведении аттестации на любом этапе аттестации, о чем письменно
уведомляет председателя аттестационной комиссии.
5.5. Секретарь аттестационной комиссии осуществляет сверку
правильности оформления и заполнения необходимых реквизитов и
достоверности указанных сведений в Заявлении о проведении аттестации.
В случае необходимости секретарь аттестационной комиссии может
запросить дополнительную информацию о педагогическом работнике.
5.6. Ежегодно до 10 октября аттестационная комиссия
соответствующего уровня утверждает список педагогических работников,
подлежащих аттестации в целях присвоения педагогического звания, график
проведения аттестации, который доводит до сведения педагогических
работников под подпись.
5.7. По результатам аттестации аттестационная комиссия
соответствующего уровня принимает одно из следующих решений:
а) присвоить педагогическое звание «преподаватель-методист»,
«учитель-методист», «воспитатель-методист», «педагог-организатор-
методист», «практический психолог-методист», «руководитель кружка-
методист», «старший преподаватель», «старший учитель», «старший
воспитатель», «мастер производственного обучения первой категории»,
«мастер производственного обучения второй категории»;
б) отказать в присвоении педагогического звания «преподаватель-
методист», «учитель-методист», «воспитатель-методист», «педагог-
организатор-методист», «практический психолог-методист», «руководитель
кружка-методист», «старший преподаватель», «старший учитель», «старший
воспитатель», «мастер производственного обучения первой категории»,
«мастер производственного обучения второй категории» (указать мотивы
отказа).
5.8. Педагогические работники, которым при проведении аттестации
отказано в присвоении педагогического звания, обращаются по их желанию в
аттестационную комиссию соответствующего уровня с Заявлением о
проведении аттестации в целях присвоения педагогического звания не ранее
чем через год со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего
решения.
5.9. Решение аттестационной комиссии о присвоении
педагогическому работнику педагогического звания утверждается
14
локальным нормативным актом руководителя органа, проводящего
аттестацию.
5.10. Аттестационные материалы хранятся в аттестационной комиссии
соответствующего уровня в течение одного года.
5.11. Запись о присвоении педагогического звания вносится в
трудовую книжку педагогического работника с указанием реквизитов
локального нормативного акта о присвоении педагогического звания.
5.12. Оплата труда педагогического работника с учетом присвоенного
педагогического звания осуществляется со дня принятия аттестационной
комиссией соответствующего решения и распространяется на
педагогическую нагрузку в соответствии с присвоенным педагогическим
званием до окончания срока действия.
5.13. Решение аттестационной комиссии об аттестации в целях
присвоения педагогического звания педагогический работник вправе
обжаловать в соответствии с действующим законодательством Луганской
Народной Республики.
Первый заместитель Министра Н.В.Клипаков
Приложение № 1
к Порядку проведения аттестации
педагогических работников организаций
Луганской Народной Республики,
осуществляющих образовательную
деятельность
Требования
к квалификации педагогических работников организаций Луганской
Народной Республики, осуществляющих образовательную деятельность,
организаций, осуществляющих научно-методическое, методическое,
ресурсное и информационно-техническое обеспечение образовательной
деятельности, центров психолого-педагогической, медицинской и
социальной помощи при установлении им квалификационной категории
1. Квалификационная категория может быть установлена педагогическим
работникам организаций Луганской Народной Республики, осуществляющих
образовательную деятельность, организаций, осуществляющих научно-
методическое, методическое, ресурсное и информационно-техническое
обеспечение образовательной деятельности, центров психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи, которые:
имеют высшее профессиональное образование;
выполняют требования (должностные обязанности), предъявляемые к
занимаемой должности, в соответствии с действующим законодательством
Луганской Народной Республики.
2. Квалификационная категория «специалист второй категории» может
быть установлена педагогическому работнику, который:
демонстрирует знание предмета и программы обучения;
умеет планировать, проводить уроки (занятия), анализировать их
эффективность (проводить самоанализ);
владеет формами и методами обучения и воспитания, выходящими за
рамки уроков (занятий): проектная деятельность, лабораторные эксперименты,
полевая практика, внеурочная деятельность и т.п.;
умеет объективно оценивать знания обучающихся, используя различные
формы и методы контроля;
умеет эффективно регулировать поведение обучающихся для обеспечения
безопасной образовательной среды;
использует специальные подходы к обучению и воспитанию, для того
чтобы включить в образовательный процесс всех обучающихся с учетом
культурных различий и индивидуальных особенностей;
показывает устойчивую положительную результативность по итогам
внутреннего мониторинга профессиональной деятельности;
достигает соответствующего требованиям государственных
образовательных стандартов уровня подготовки обучающихся;
2
Продолжение приложения № 1
презентует опыт положительных результатов своей профессиональной
деятельности на уровне организации;
создает условия для реализации творческих способностей обучающихся
(олимпиады, исследовательское общество учащихся, конкурсы и др.), если
деятельность работника связана с направлением педагогической работы, по
которым такие мероприятия проводятся;
характеризуется знанием основ педагогики, психологии, детской и
возрастной физиологии;
использует информационно-коммуникационные технологии, цифровые
образовательные ресурсы в учебно-воспитательном процессе;
работает над сохранением контингента обучающихся, с которыми
непосредственно взаимодействует;
повышает квалификацию в межаттестационный период в соответствии с
требованиями действующего законодательства Луганской Народной Республики.
4. Квалификационная категория «специалист первой категории» может
быть установлена педагогическому работнику, который соответствуют
требованиям, установленным для педагогических работников с
квалификационной категорией «специалист второй категории» и:
показывает устойчивую положительную динамику по итогам внутреннего
мониторинга профессиональной деятельности;
имеет стабильные положительные результаты освоения обучающимися
образовательных программ и показатели положительной динамики их
достижений;
вносит личный вклад в повышение качества образования на основе
совершенствования методов обучения и воспитания, в освоение новых
образовательных технологий;
создает условия и имеет положительные результаты реализации
творческих способностей обучающихся (олимпиады, исследовательское общество
учащихся, конкурсы и др.), если деятельность работника связана с направлением
педагогической работы, по которым такие мероприятия проводятся;
является участником конкурсов педагогического мастерства,
конференций, семинаров и иных мероприятий учебно- и научно-методического
характера регионального уровня;
владеет технологиями творческой педагогической деятельности с учетом
особенностей учебного материала и способностей учащихся; внедряет передовой
педагогический опыт; формирует навыки самостоятельно добывать знания и
применять их на практике.
5. Квалификационная категория «специалист высшей категории» может
быть установлена педагогическому работнику, который соответствуют
требованиям, установленным для работников с квалификационной категорией
«специалист первой категории» и:
3
Продолжение приложения № 1
вносит личный вклад в повышение качества образования на основе
совершенствования методов обучения и воспитания, продуктивного
использования новых образовательных технологий, в совершенствование учебно-
воспитательного процесса в организации;
создает условия и имеет положительные результаты реализации
творческих способностей обучающихся (воспитанников) на региональном и
республиканском уровне (олимпиады, исследовательское общество учащихся,
конкурсы и др.), если деятельность работника связана с направлением
педагогической работы, по которым такие мероприятия проводятся;
является призером конкурсов педагогического мастерства, участником
конференций, семинаров и иных мероприятий учебно- и научно-методического
характера регионального и республиканского уровня;
обладает широким спектром стратегий обучения; умеет производить
оригинальные, инновационные идеи; применяет нестандартные формы
проведения урока (учебных занятий); активно внедряет формы и методы
организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающие максимальную
самостоятельность обучения учащихся;
использует информационно-коммуникационные технологии, цифровые
образовательные ресурсы для распространения собственного педагогического
опыта.
Приложение № 2
к Порядку проведения аттестации
педагогических работников организаций
Луганской Народной Республики,
осуществляющих образовательную
деятельность
Требования
к квалификации педагогических работников организаций Луганской
Народной Республики, осуществляющих образовательную деятельность,
организаций, осуществляющих научно-методическое, методическое,
ресурсное и информационно-техническое обеспечение образовательной
деятельности, центров психолого-педагогической, медицинской и
социальной помощи при присвоении им педагогического звания
1. Педагогическим работникам могут быть присвоены педагогические
звания «преподаватель-методист», «учитель-методист», «воспитатель-методист»,
«педагог-организатор-методист», «практический психолог-методист»,
«руководитель кружка-методист», «старший преподаватель», «старший учитель»,
«старший воспитатель», «мастер производственного обучения первой категории»,
«мастер производственного обучения второй категории».
2. Педагогическое звание «старший преподаватель», «старший учитель»,
«старший воспитатель» может быть присвоено педагогическому работнику,
который имеет квалификационную категорию «специалист первой категории»
или «специалист высшей категории», стаж педагогической работы в
образовательных организациях (учреждениях) не менее 10 (десяти) лет и:
распространяет опыт положительных результатов своей
профессиональной деятельности и передовой педагогический опыт на
региональном и республиканском уровне;
оказывает практическую помощь другим педагогическим работникам;
принимает активное участие в повышении квалификации педагогических
кадров республики.
3. Педагогическое звание «преподаватель-методист», «учитель-методист»,
«воспитатель-методист», «педагог-организатор-методист», «практический
психолог-методист», «руководитель кружка-методист» может быть присвоено
педагогическому работнику, который имеет квалификационную категорию
«специалист высшей категории» (для педагогического звания «руководитель
кружка – методист» - самый высокий тарифный разряд и полное высшее
образование), стаж педагогической работы в образовательных организациях
(учреждениях) не менее 10 (десяти) лет и:
вносит личный вклад в повышение качества образования на основе
совершенствования методов обучения и воспитания, продуктивного
использования новых образовательных технологий;
распространяет опыт положительных результатов экспериментальной и
инновационной деятельности на уровне республики;
2
Продолжение приложения № 2
является членом временных творческих коллективов по разработке
нормативных и программных материалов, учебников, учебно- и научно-
методических материалов;
осуществляет руководство научно-исследовательской работой
обучающихся;
является автором публикаций научного и учебно-методического
характера, осуществляет экспертную и экспериментальную деятельность;
принимает активное участие в повышении квалификации педагогических
кадров республики.
Педагогическое звание «воспитатель-методист» может присваиваться
музыкальным руководителям и инструкторам по физкультуре дошкольных
образовательных организаций (учреждений).
4. Педагогическим работникам, которые имеют среднее профессиональное
образование, получаемое по программам подготовки специалистов среднего
звена, или высшее образование по уровню образования и квалификации бакалавр,
могут присваиваться педагогические звания «воспитатель-методист» (для
музыкальных руководителей, инструкторов по физкультуре и воспитателей
дошкольных учебных заведений), «старший учитель», «старший воспитатель»,
если стаж их педагогической деятельности составляет не менее 10 лет и если они
имеют наивысший тарифный разряд.
5. Педагогическое звание «мастер производственного обучения второй
категории» может быть присвоено педагогическому работнику, который имеет
стаж педагогической работы в организациях не менее 5 (пяти) лет и:
вносит личный вклад в повышение качества образования на основе
совершенствования методов обучения и воспитания, продуктивного
использования новых образовательных технологий;
хорошо владеет методами и приемами производственного обучения,
искусно применяет их в работе.
6. Педагогическое звание «мастер производственного обучения первой
категории» может быть присвоено педагогическому работнику, который имеет
стаж педагогической работы в организациях не менее 8 (восьми) лет и:
вносит личный вклад в повышение качества образования на основе
совершенствования методов обучения и воспитания, продуктивного
использования новых образовательных технологий;
на высоком профессиональном уровне владеет методикой практического
обучения, эффективно применяет ее в работе.
Приложение № 3
к Порядку проведения аттестации
педагогических работников
организаций Луганской Народной
Республики, осуществляющих
образовательную деятельность
Организация
проведения экспертных процедур экспертными группами
аттестационных комиссий
1. В состав экспертов аттестационных комиссий всех уровней
включаются: педагогические работники, имеющие квалификационную
категорию «специалист первой категории», «специалист высшей категории»
и стаж педагогической деятельности не менее 5 лет, руководящие работники
организаций, осуществляющих образовательную деятельность, организаций,
осуществляющих научно-методическое, методическое, ресурсное и
информационно-техническое обеспечение образовательной деятельности,
центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи,
представители управлений/отделов образования администраций
городов/районов Луганской Народной Республики, Министерства
образования и науки Луганской Народной Республики.
2. Персональный состав экспертов аттестационных комиссий
соответствующих уровней утверждается локальным нормативным актом
организации, управления/отдела образования администраций
городов/районов Луганской Народной Республики, Министерства
образования и науки Луганской Народной Республики.
3. Основными принципами деятельности экспертов являются
открытость, коллегиальность, системность и целостность экспертных оценок,
обеспечивающих объективное, корректное, бережное, доброжелательное
отношение к аттестуемым педагогическим работникам.
4. Из числа экспертов формируются экспертные группы для
осуществления всестороннего анализа результатов профессиональной
деятельности и подготовки экспертного заключения при проведении
аттестации педагогических работников. Составы экспертных групп
формируются таким образом, чтобы была исключена возможность
конфликта интересов, т.е. должна быть исключена возможность
возникновения личной заинтересованности каждого конкретного члена
экспертной группы при осуществлении всестороннего анализа результатов
профессиональной деятельности педагогического работника и подготовки
соответствующего экспертного заключения.
5. Члены экспертных групп осуществляют свою деятельность на
добровольных началах.
2
Продолжение приложения № 3
6. Количественный и персональный состав экспертных групп
комплектуется в рабочем порядке с учётом количества поданных на
аттестацию Заявлений о проведении аттестации.
7. Процедура экспертизы уровня квалификации педагогических
работников предполагает комплексный анализ следующих мероприятий и
материалов: портфолио педагога; интернет - публикации (собственный сайт,
страница в блоге, на сайте организации); учебная документация
относительно выполнения педагогическим работником своих должностных
обязанностей; материалы участия педагогического работника в работе
методических объединений, профессиональных конкурсах и других
мероприятиях, связанных с организацией образовательного процесса;
уровень достижений обучающихся по предмету (дисциплине), который
преподает педагог; проведение уроков, занятий и внеурочных мероприятий.
8. Экспертиза проводится в период с 1 ноября по 15 марта. Работа
экспертной группы осуществляется в соответствии с графиком,
утвержденным аттестационной комиссией соответствующего уровня, в
котором устанавливаются сроки проведения экспертизы индивидуально для
каждого педагогического работника. О сроках проведения аттестации
эксперт извещает аттестуемого не позднее чем за две недели до ее начала. О
времени прихода экспертов для наблюдения и анализа образовательного
процесса экспертная группа не обязана ставить аттестуемого в известность.
Продолжительность экспертизы одного аттестуемого не должна превышать
10 дней с ее начала и до оформления экспертного заключения.
9. Если анализ предоставленных материалов позволяет сделать
вывод о том, что уровень квалификации педагогического работника
соответствует требованиям, предъявляемым к квалификационной категории
и/или педагогическому званию, то экспертная группа принимает решение
рекомендовать аттестационной комиссии соответствующего уровня
установить данному педагогическому работнику квалификационную
категорию, присвоить педагогическое звание.
10. Если анализ предоставленных материалов не позволяет сделать
вывод о том, что уровень квалификации педагогического работника
соответствует требованиям, предъявляемым к квалификационной категории
и/или педагогическому званию, то принимается решение рекомендовать
аттестационной комиссии соответствующего уровня отказать в установлении
данному педагогическому работнику квалификационной категории,
присвоении педагогического звания.
11. По результатам работы экспертная группа проводит анализ и
обработку содержания материалов проведенной экспертизы, составляет
итоговое заключение. Экспертное заключение принимается большинством
голосов и подписывается всеми членами экспертной группы. В случае
3
Продолжение приложения № 3
наличия особого мнения отдельных членов экспертной группы, оно
фиксируется в форме приложения к заключению. Экспертная группа
передаёт экспертное заключение в аттестационную комиссию
соответствующего уровня. Экспертное заключение является документом, с
учетом которого аттестационная комиссия соответствующего уровня
принимает своё решение. Аттестуемый должен быть ознакомлен с
предварительными результатами экспертной оценки под подпись.
12. Члены экспертной группы организуют проведение экспертизы;
организуют взаимодействие с руководителем и администрацией
организации, в которой работает аттестуемый педагогический работник;
проводят экспертизу профессиональной компетентности и эффективности
труда аттестуемого педагогического работника, определяют соответствие
уровня квалификации, уровня профессиональной компетентности и
результативности труда требованиям заявленной квалификационной
категории, педагогическому званию; оформляют и подписывают экспертное
заключение, доводят до сведения аттестуемого педагогического работника
текст экспертного заключения, передают экспертное заключение в
аттестационную комиссию соответствующего уровня; отвечают за
достоверность информации, объективность выводов, своевременность
представления экспертного заключения в аттестационную комиссию
соответствующего уровня.
13. Члены экспертной группы имеют право: запрашивать у
аттестуемого педагогического работника и руководителя организации, в
которой работает аттестуемый педагог, необходимые документы и
информацию для оценки его профессиональной компетентности и
результатов деятельности в пределах своей компетенции; проводить
собеседование с аттестуемым педагогом и руководителем организации, в
котором работает аттестуемый педагог, проводить диагностику качества
образования в соответствии с заявленной формой и процедурой аттестации.
Члены экспертной группы обязаны: владеть нормативными правовыми
актами Луганской Народной Республики, регламентирующими правовые
отношения в рамках проведения аттестации педагогических работников;
строго соблюдать требования нормативных правовых актов при проведении
экспертизы; владеть приёмами создания комфортного микроклимата и
методами разрешения конфликтных ситуаций в процессе проведения
экспертизы, поддерживать достоинство и репутацию своего статуса; пройти
обучение по программе «Экспертиза профессиональной деятельности и
оценка уровня профессиональной компетентности педагогических
работников».
Приложение № 4
к Порядку проведения аттестации
педагогических работников организаций
Луганской Народной Республики,
осуществляющих образовательную
деятельность
Председателю
_______________________________________________
(наименование аттестационной комиссии,
фамилия, имя, отчество председателя)
________________________________________________
(фамилия, имя, отчество аттестуемого работника)
________________________________________________
(должность, место работы аттестуемого работника)
________________________________________________
контактные телефоны: ________________________
Заявление о проведении аттестации
Прошу аттестовать меня в ______________________ учебном году с целью
установления квалификационной категории ______________ (присвоения
педагогического звания ________________ ) в должности
__________________________________________________________________
Сведения об образовании (наименование организации профессионального
образования, дата его окончания, специальность и квалификация по диплому, наличие
ученой степени и ученого звания)
__________________________________________________________________
Общий педагогический стаж ___________________________________
Стаж работы по специальности (квалификации) ___________________
Стаж работы в должности _____________________________________
Стаж работы в данной образовательной организации _______________
Квалификационная категория и срок ее действия, номер и дата нормативного
правового акта об установлении квалификационной категории
__________________________________________________________________
Педагогическое звание и срок его действия, номер и дата нормативного
правового акта о присвоении педагогического звания
__________________________________________________________________
Сведения о повышении квалификации (место прохождения и сроки повышения
квалификации, профессиональной переподготовки; направление и форма повышения
квалификации) ___________________________________
Наличие званий и наград, дата их присвоения / вручения и др.
__________________________________________________________________
С Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций
Луганской Народной Республики, осуществляющих образовательную деятельность
ознакомлен(а).
« ___» ____________ 20__ г. ________________
|