Международный химический конгресс
«Экологические аспекты применения минеральных удобрений»
(10 класс – профильный уровень)
Цель: исследовать экологические аспекты использования минеральных
удобрений, рассмотреть и проанализировать позитивные и негативные стороны
применения их в сельском хозяйстве, учить использовать свои знания в
повседневной жизни;
развивать познавательную,
коммуникативную и межпредметную компетентности учащихся, навыки и умения
планирования и проведения химического эксперимента, сравнительного анализа,
составления уравнений химических реакций и решения задач производственного и
экологического характера;
воспитывать экологическую
культуру и культуру общения учащихся.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма проведения: деловая игра.
Оборудование и материалы:
- Пакет документов;
- Вспомогательные схемы и таблицы;
- Образцы минеральных удобрений;
- Химические стаканы;
- Стеклянные палочки;
- Штатив с пробирками;
- Колба с водой;
- Пробы вытяжки овощных соков;
- Набор химических реактивов.
Повестка дня
- Почва и почвенное питание растений.
- Удобрения как фактор обогащения почвы питательными
элементами. Классификация минеральных удобрений.
- Физические и химические свойства удобрений.
Использование вносимых удобрений растениями.
- Нитраты и нитриты, их превращения в растениях и
последствия употребления для человека.
- Источники поступления нитратов в организм
человека.
- Накопление и распределение нитратов в овощах.
- Практическое исследование проб воды и овощных
соков на содержание нитратов.
- Решение производственных и экологических задач.
- Принятие закона «О экологически чистом аграрном
хозяйстве».
Три
клада у природы есть:
вода,
земля и воздух –
и
три её основы…
С.
Викулов
В работе конгресса принимают
сегодня участие представители разных фракций, партий и блоков. Каждой группе
выдаётся пакет документов [см. приложения 9-11], которые ребята заполняют в
ходе обсуждения и дискуссий.
Ход конгресса
I.
Вступительное слово Главы Конгресса.
II.
Презентационная мотивация. Установочный вопрос: каким
образом можно перевести сельское хозяйство из разряда «грязных» в разряд
«экологически чистых»? Презентация учителя
III.
Дискуссия между группами:
1.
Выступления аграриев. Предложение поправок к закону. Презентация
2.
Выступление химиков-технологов. Презентация
3.
Выступления экологов. Внесение поправок. Презентація
4.
Выступление врачей.
5.
Блок партии Зелёных. Внесение поправок
6.
Эксперты – проведение экспериментов, обсуждение
результатов.
7.
Решение расчетных задач, тестовые задания.
8.
Обсуждение проекта закона.
9.
Принятие закона «О экологически чистом аграрном
хозяйстве».
III. Самоанализ, взаимоанализ
работы групп.
IV.
Оглашение закона. Подведение итогов работы химического
конгресса.
Приложение 9
Вариант А
1. Установлена следующая доза
удобрений: азота – 65 кг,
оксида фосфора – 85 кг
и оксида калия – 90 кг.
На ферме имеется кальциевая селітра, которая содержит 18% азота, двойной
суперфосфат (45% оксида фосфора) и сульфат калия (45% оксида калия).
Определите, сколько нужно каждого из минеральных удобрений внести на 1 га.
2.Сероводород объёмом 30 м3,
образовавшийся в результате скопления органических отходов на городской свалке,
полностью растворился в соседнем водоёме, объём воды в котором 5* 106 м3.
Можно ли использовать эту воду для полива растений и приготовления питательных
растворов, если ПДК (H2S) составляет 0,05 мг/л?
Вариант В
1. Для получения 300 ц
картофеля необходимо внести 80
кг азота, 60
кг фосфора и 130 кг калия на 1 га. На 100 г выщелоченного
чернозёма содержится: 10 мг азота, 3,5 мг
фосфора и 6 мг калия. Степень использования растениями из почвы этих
питательных элементов составляет 12,8%. Определите: а) количество питательных
элементов на 1га; б) степень использования растениями элементов; в) количество
питательных веществ, которые необходимо внести с удобрениями на 1га.
2. За световой день листок свеклы площадью 1 дм2
может поглотить углекислый газ объемом 44,8 мл (н.у.). Какая масса глюкозы
образуется при этом в результате фотосинтеза?
Вариант С
1. Какие массы мочевины,
калийной соли и фосфоритной муки следует закупить фермерскому хозяйству, чтобы
удобрить 19 га
посевных полей, если дозы элементов составляют: калия – 110кг, азота – 70 кг, фосфора – 105 кг на 1га?
2. Целлюлозно-бумажный комбинат произвел сброс сточных вод.
Вычислите объём хлора, необходимого для очистки 200 м3 сточных
вод от сероводорода. Концентрация сероводорода равна 0, 08 мг/л.
Приложение 10
Инструкция к проведению эксперимента
1.
Соблюдайте правила обращения со стеклянной посудой.
2.
При работе будьте собраны и спокойны.
3.
Внимательно читайте этикетки на банках с реактивами.
4.
Будьте особенно осторожны при использовании кислот и
щелочей.
5.
В случае необходимости сразу обращайтесь к учителю или
лаборанту!
Приложение 11
Протокол
Заседания по принятию международного закона «О экологически
чистой почве»
I. Из перечисленных отраслей
хозяйства выберите те, отходы которых в большей степени загрязняют почву:
машиностроение, металлургия,
топливная промышленность, химическая промышленность, легкая промышленность,
угольная промышленность, нефтеперерабатывающая, бытовые отходы.
II. Заполните схему:
III. Международный конгресс
постановил внести в Закон «Об экологически чистой почве» следующие поправки:
1.
_________________________________________
|