Урок-проект: «Этот многоликий Карбон»
Цели и задачи проекта:
- обобщить и
углубить изученный по теме материал о соединениях Карбона и его
аллотропных формах;
- продолжить
формировать и развивать социальную, информационную, коммуникативную и
творческую компетентности десятиклассников;
- воспитывать
бережное отношение к своему здоровью, экологическую культуру учащихся и
уважение к оппонентам по дискуссии.
Оборудование и материалы: фотографии, схемы, коллекции минералов,
оборудование и реактивы согласно инструкционным картам к проведению химических
экспериментов.
Ключевой вопрос: в чём причины такого многообразия форм
Карбона и его соединений?
Тематические вопросы:
- почему именно
алмаз считают самым твёрдым веществом на Земле?
- Можно ли
считать карбин природным полимером?
- Почему графит
называют « металлоподобным» углеродом?
- Что общего
между мелом, мрамором, известняком, содой и жемчугом?
- Возможен ли с
химической точки зрения тот факт, что Клеопатра растворила жемчужину в
вине (уксусе) и выпила полученный напиток?
- Почему
малахит зелёного цвета, а остальные карбонаты в основном белого или
светлых оттенков?
- За какое
экологическое преступление король Эдуард в XVв. ввёл
в Лондоне смертную казнь?
- Почему
говорят: «человек угорел» на пожаре, даже если он не получил серьёзных
ожогов?
- Как мы можем
содействовать снижению содержания углекислого газа в атмосфере?
Девиз урока: « В поиске рождается истина…»
Сенека
Основные этапы работы
над проектом
Подготовительный
Выбор проблемы,
объекта и предмета исследования.
Формирование творческих групп, определение целей исследования,
распределение обязанностей в группах (за две недели до проведения урока).
Исследовательский
Самостоятельная работа
учащихся, поиск информации, выдвижение гипотез, проведение экспериментов.
Мотивационный
Кудеснику средь элементов я хвалу воздам!
В травинке он любой и в мотыльке весеннем,
Сверкает гордо он в колье у знатных дам
И глубоко в земле пластом лежит он древним.
Он дарит нам тепло и освещает дом,
В печах сгорая, - лёгок и бесцветен
И славит край шахтёрский наш трудом
И правит миром – многолик и незаметен!
Действительно,
трудно назвать элемент, который бы был представлен таким огромным многообразием
соединений: более 3-х миллионов! Он присутствует и в минеральном, и в
органическом мире; он составляет основу многих природных минералов, драгоценных
и полудрагоценных камней, органических соединений, образуя в них скелет из
углеродных атомов. В чем причины такого многообразия и распространения? Вот на
этот и на многие другие вопросы мы и попробуем ответить сегодня.
Хочу вам пожелать удачи,
Конечной цели всем достичь,
И, не взирая на преграды,
Найти и истину постичь!
Презентационный
Каждая группа представляет свой
мини-проект, который коллективно защищает. В процессе работы учащиеся заполняют
схемы и сводные таблицы. Консультанты заполняют бланк оценивания. После
выступления группы идет короткое обсуждение, задаются вопросы презентующимся.
Группы представляют проекты:
- Аллотропные
модификации Карбона.
- Кристаллы в
природе.
- Самый
твердый…
- О малахите,
соде, известняке и других карбонатах…
- Минерал из
живых организмов.
- Оксиды
Карбона и парниковый эффект.
После презентации каждый учащийся выполняет тестовую работу (для более
слабых учеников проводится цифровой диктант).
Оценивание работы над проектом
Подведение итогов. Самоанализ
учащихся. Выводы.
Стихи-загадки
Мир полон запахов неясных,
Витающих вокруг над нами,
Чью нежность, ласку и приятность
Сполна лишь в детстве ощущали.
Далёких детских лет счастливых
Всплывают в памяти мгновенья:
Вкус сладкой булочной ванили
И аромат цветов осенних.
(к
теме: "Сложные эстеры")
О неметаллах двух мы речь сегодня поведём...
Один из них земные недра составляет,
Его владыкой неживого называют.
В песке и в камне, в минерале он любом!
Другой - живой природы царь великий...
С времён далёких залегающий пластом
И в каждой клеточке у нас представлен он -
Разнообразный, вездесущий, многоликий!
(к
теме "Карбон и Силиций ")
В 4-м подъезде, в квартире шестой
Живёт гражданин - очень важный такой!
Имеет семью: двух родных сыновей;
Влияют они на здоровье людей.
При топке печей отравляет один,
Другой при дыханьи, распаде незрим,
Один очень нужен при плавке " дугой ",
"Парник" на Земле создаёт нам второй.
И тот, и другой нам важны чрезвычайно,
Но вред для природы несут колоссальный!
(к
теме " Оксиды Карбона ")
Он в воздухе витает вездесущий
И воду образует и грунты.
Он нужен всем живым, он всемогущий -
Подарок нам от леса и травы.
Он тоже биоген - один из первых,
При нём и синтез происходит, и распад.
И где-то в далях образует атмосферных
Защитный наш озоновый экран.
(Оксиген)
Сей элемент, без спору, уникален:
Легчайший, а в ядре один протон.
Он нам таблицу элементов открывает,
И в каждой клеточке живой представлен он.
( Гидроген)
"Безжизненный" - ошибочно названье,
Ведь важный компонент он для белка,
А значит, он " живёт" в живых созданьях,
Транслируя нам коды ДНК.
( Нитроген)
Царю живой природы я хвалу воздам.
В травинке он любой и в мотыльке весеннем,
Сверкает гордо он в колье у знатных дам
И глубоко в земле пластом лежит он древним.
Он дарит нам тепло и освещает дом,
В печах сгорая – лёгок и бесцветен...
И славит край шахтёрский наш трудом
И правит миром – вездесущ и незаметен!
(Карбон)
Он горные породы составляет:
Песок и кварц, агат, опал, хрусталь.
И перед ним свою главу склоняют
Особо прочные - чугун и сталь...
(
Силиций)
Огромный дом семиэтажный,
Подъездов восемь в нём крутых,
Квартир уж больше сотни стало,
Немного есть ещё пустых.
Жильцы в том доме необычны:
У них латынью имена,
Они блюдут порядок личный,
Они здесь раз и навсегда.
А архитектор сего зданья
Был величайший человек.
Он уважать себя заставил
Своим творением навек!
(Менделеев
и его Периодическая система)
Дети сами
тоже пробуют писать подобные стишки - загадки, например:
Что за чудо этот атом -
у него один протон,
а вокруг ядра летает
одинокий электрон. ( Гидроген)
Он особо металличен,
по воде он " бегает ".
Мягкий, режется отлично,
щёлочью заведует. (Натрий)
Эта группа элементов
образует дружно соли
и отсюда их названье
несомненно, происходит. (Галогены)
|