>
Суббота, 11.05.2024, 10:49

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Главная | Каталог файлов | Мой профиль | Выход

Меню сайта

Категории раздела
ФГОС [6]

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 431

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Головна » Файли » ВГОС » ФГОС

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по планированию и организации внеурочной деятельности общеобразовательных учебных учреждений в 2015–2016 учебном г
[ Викачати з сервера (302.5 Kb) ] 18.03.2016, 23:28

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по планированию и организации внеурочной деятельности общеобразовательных учебных учреждений в 2015–2016 учебном году

 

В соответствии с временным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики № 72 от 26.12.2014 г. «Об утверждении и поэтапном переходе образовательных учреждений ЛНР на временный государственный образовательный стандарт», основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации временного государственного образовательного стандарта начального общего образования следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Реализация внеурочной деятельности в начальной школе позволяет решить следующие задачи:

  • обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • закрепить и научить использовать на практике отдельные аспекты содержания программ учебных предметов, курсов;
  • способствовать благоприятной адаптации ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Проектирование внеурочной деятельности необходимо начать с изучения образовательных запросов учащихся и их родителей с целью определения приоритетных направлений, задач, видов и форм внеурочной деятельности.

Для осуществления диагностирования в приложении №1 предлагается соответствующий инструментарий.

Направления внеурочной деятельности определяются в соответствии с направлениями развития личности и являются содержательными ориентирами при организации внеурочной деятельности. Среди них:

  1. спортивно-оздоровительное
  2. духовно-нравственное,
  3. социальное,
  4. общеинтеллектуальное,
  5. общекультурное.

Направления внеурочной деятельности не покрывают все видовое многообразие деятельности детей в школе, поэтому целесообразно выделять наряду с направлениями и виды внеурочной деятельности, которые определяют разработку и реализацию конкретных форм организации внеурочной деятельности.

Виды внеурочной деятельности, доступные учебному учреждению:

- игровая деятельность;

- познавательная деятельность;

- проблемно-ценностное общение;

- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

- художественное творчество;

- социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

- трудовая (производственная) деятельность;

- спортивно-оздоровительная деятельность;

- туристско-краеведческая деятельность.

Формы организации внеурочной деятельности: экскурсии, кружки, секции, викторины, олимпиады, конкурсы, элементы поисковой деятельности, игры, акции, трудовые десанты, конференции, спектакли, выставки, фестивали, соревнования, турниры, мастер-классы, походы и т.д.

При проектировании внеурочной деятельности учебным учреждением учитываются все 5 направлений внеурочной деятельности, но выбираются только те виды и формы деятельности, которые наиболее интересны школьникам.

Определив приоритетные направления, цели, задачи внеурочной деятельности, учебное учреждение осуществляет выбор организационной модели внеурочной деятельности.

Предлагается несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:

  • модель дополнительного образования;
  • модель «школы полного дня»;
  • оптимизационная модель;
  • инновационно-образовательная модель.

Модель дополнительного образования опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного (кружки, секции, клубы, т.д.) образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного (внешкольного) образования детей. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. Вместе с тем внеурочная деятельность в рамках временного государственного образовательного стандарта начального общего образования направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. А дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительных образовательных программ. Поэтому основными критериями для отнесения той или иной образовательной деятельности к внеурочной выступают цели и задачи  внеурочной деятельности, а также ее содержание и методы работы.

Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами.

Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.

Модель «школы полного дня». Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня.

Данную модель характеризует:

  • создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня, в том числе, через поляризацию образовательной среды школы и выделением разноакцентированных пространств;
  • содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;
  • создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
  • создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;
  • построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении;
  • опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.

Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание, сложившаяся практика финансирования групп продленного дня.

Оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие).

В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

  • взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
  • организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
  • организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
  • организует социально значимую, творческую деятельность учащихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Инновационно-образовательная модель. Инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении.

В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами.

Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта.

Осуществить выбор модели организации внеурочной деятельности позволит детальный анализ ресурсного обеспечения реализации предлагаемых моделей и анализ имеющихся возможностей и ресурсов учебного заведения и его партнеров (внешкольные учебные учреждения, общественные организации, библиотеки, высшие учебные учреждения, методические кабинеты (центры), т.д.).

Выбранная учебным учреждением  организационная модель описывается  в плане внеурочной деятельности в соответствии с целями, задачами внеурочной деятельности, раскрывая при этом содержание модели и ресурсные условия ее реализации.

Под планом внеурочной деятельности следует понимать нормативный документ образовательного учреждения, который определяет общий объем внеурочной деятельности учащихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения или для ступени общего образования.

 План внеурочной деятельности включается в раздел учебного плана «Внеурочная деятельность».

Категорія: ФГОС | Додав: Admin
Переглядів: 667 | Завантажень: 31 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Поиск



Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

Праздники сегодня

Архив записей

Друзья сайта


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz