>
Четверг, 25.04.2024, 16:42

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Главная | Школа молодого вчителя | Мой профиль | Выход

Меню сайта

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 431

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

План работы школы молодого учителя
1. Теоретические основы педагогических инноваций. Сентябрь
2. Принципы и технология построения уроков (практикум). Октябрь

3. Принципы личностно-ориентированного обучения. Интерактивные методики при проведении уроков (практикум). Ноябрь
4. Интерактивные методики при проведении уроков (практикум). Декабрь

5. Методика реализации межпредметных связей в школе Январь
6. Соответствие методов обучения формам организации уроков (семинар). Февраль
7. Соответствие методов обучения формам организации уроков (практикум). Март
8. Роль нетрадиционных уроков в формировании ответственного отношения школьников к обучению. Апрель
9. Подготовка к выставке методических разработок молодых учителей. Май

 
 

План работы стажиста

 
Десять советов молодому учителю

Плохо, когда на молодого учителя смотрят только перспективно. Обычно со временем он становится более умелым, самостоятельным, приобретет навыки, освоит приемы, достигнет мастерства. Но в то же время он может потерять ту непосредственность и очарование молодости, черты, присущие только молодому учителю, что иногда приближают к нему учеников сильнее, чем мудрость пожилого мастера. Моим первым ученикам, наверное, было интереснее со мной, чем нынешним. В школе обязательно должны быть молодые учителя. Без них жизнь скучна, неинтересна, пресна.

Совет первый: не считай школу местом, не совсем достойным применения твоих выдающихся способностей, местом, куда тебя как бы сослали. Школа не имеет нужды в твоей снисходительности. Да, она тебя ждет, и, можно сказать, с распростертыми объятиями, она хочет, чтобы ты в ней был, но у нее есть достоинство. И это достоинство - дети. Поэтому не надо смотреть на школу свысока, не надо делать ей одолжение.

Так что сразу ориентируйся на школу и именно с ней связывай свои честолюбивые мечты. Тем более что хороший учитель лучше посредственного поэта или актера. Дело не в том, какова профессия, а в том, насколько она тебе подходит. А вот в этом стоит разобраться. Но нельзя разобраться на бегу. Надо поработать с полной отдачей, надо выложиться. И для этого надо считать школу своим делом, а не чужим, куда ты попал случайно. Разобраться - это значит понять, по душе ли тебе труд учителя. Вот ты и постарайся понять, твое это дело или дяди. Но не торопись с выводами.

Далее вникни в мой второй совет. Найди себя, свой образ. Учитель индивидуален, иначе не может быть и речи о творчестве. Это не исключает подражания, особенно вначале. Наоборот, присматривайся к мастерам. Бери на вооружение то, что тебе кажется твоим, что тебе нравится. Не надо понимать творчество как изобретение пороха. Педагогика существует столько, сколько существует мир. Приемы и находки не умирают с мастером, они передаются его ученикам и последователям. Но каждый настоящий учитель, даже перенимая опыт, остается собой. Как же распознать, что в тебе твое, а что - чужое? Лучше тебя самого этого никто не знает. Конечно, надо прислушиваться к мнениям, в том числе и критическим. Но если у тебя не будет внутреннего ощущения истины, ты будешь не учитель, а «чего изволите?». Это другая крайность, в противоположность высокомерия.

И потом, кто сказал, что учитель создает свой образ раз и навсегда? Маяковский писал о художнике Келине: «Лучший учитель. Твердый. Меняющийся». Образ - не схема, а живое лицо. В любом случае он должен быть твоим и он должен быть живым, а не маской.

Совет третий: не замыкайся в своем учителе. Если учитель - только учитель, это скучно. Играй на гитаре, пой, пиши стихи, играй в волейбол, ходи в горы, собирай марки, бывай в театре и на выставках. Расширяй круг друзей и знакомых. Общайся с самыми разными людьми. Люби жизнь в разных её проявлениях. Ты должен быть интересен детям, но это не получится, если ты сосредоточишься только на самом себе. Кроме обязательной программы у тебя, как у мастера-фигуриста, должна быть великолепная произвольная программа.

И опять же, надо помнить, что все проявления личности индивидуальны. Не надо искусственно культивировать в себе качества, тебе не присущие. Универсальность не обязательна. Не надо писать стихов, если у тебя нет способностей. А самое главное тебя должны интересовать люди. Не исключай общение из своей жизни. Иначе засохнешь, как сломанная ветка.

Увлеченность, многосторонний интерес нужны учителю не просто так, сами по себе, а в связи с особенностью его профессии. Не зря про учителя говорят, что он и швец, и жнец, и на дуде игрок.

Поэтому мой четвертый совет: помни о комплексном характере учительского труда. Все имеет значение, все нужно: и эрудиция, и методика, и внеклассная работа, и психология общения, и любовь к детям, и дисциплина. Не нужно это разделять, это все взаимосвязано. И если мы говорим об этом отдельно, то это чисто условно. Помни: любой рассказ о школе, эпизод, даже анекдот имеет в себе комплекс учительских качеств. Иначе получается нелепо, смешно или даже хуже того - непрофессионально.

Ты можешь возразить, что тебе известны учителя, которые хорошо знают свой предмет, но не владеют методикой, или такие, которые только дают уроки, а после звонка их как корова языком слизала, или такие, в которых дети стоят на головах, а они орут на них и обижаются. Да, я тоже таких знаю. И советую тебе помнить, чтобы ты таким не был, что они несчастливы, так же как и их ученики.

Я бы с радостью сформулировал свой пятый совет так: будь счастливым. Правда, это больше похоже на пожелание, чем на совет. Тогда я скажу так: будь оптимистом! Верь! Ужасно, когда учитель не видит ничего хорошего ни в настоящем, ни в будущем. Создавай планы, пусть иногда несбыточные, но конструктивные.

В жизни каждому бывает тяжело и горько, у каждого случается несчастье и горе. И утром, бывает, не хочется вставать и идти в школу. И даже дети порой так надоедают... Но надо себя перебарывать. Жизнь - это преодоление трудных и даже критических ситуаций.

Да, мы порой идем на разного рода компромиссы, и это не противоречит тому, что я только что сказал. Это апелляция к разуму. Бескомпромиссность - это упрямство и неумение мыслить перспективно. Но цель все равно должна быть. И не только цель урока, и не столько цель урока, сколько цель всего твоего обучения.

Дети не должны видеть в тебе неудачника. Неудачников не любят. Даже если что-то не будет выходить, всеми силами разрушай возможное впечатление, что у тебя не получается вообще. Внутри у тебя, дорогой мой, должно быть все четко и уверенно.

Шестой совет может показаться банальным: будь честным и правдивым. «Подумаешь, - скажешь ты, - я сам это ученикам каждый день говорю». И зря. Каждый день это говорить не надо. Сказал один раз, и хватит. Но так, чтобы дети тебе поверили. Дети очень высоко ценят честность. «Так нечестно», - это крайне негативная оценка. Хотя сплошь и всюду они хитрецы и лжецы. Скажу откровенно: я тоже иногда вру. Не обманываю принципиально, а так... привираю для красоты.

Совет седьмой тоже не новый: цени юмор в общении с учениками. Если ты сам, как говорят, не блещешь остроумием, цени юмор в других. Не бойся смешного, не бойся быть смешным сам: бывают совсем невинные и безобидные смешные ситуации. Другое дело, если над тобой смеются постоянно, если ты вообще смешной - это все!..

Не надо смотреть на юмор, как на прием. Все, в том числе и юмор, должно быть естественно и уместно. Некоторые учителя сердятся, когда дети смеются. Даже выгоняют их из класса. И зря. Любой ситуацией на уроке, в том числе и смешной, учитель должен владеть. И если учитель сказал: «Посмеялись и хватит», класс должен подчиниться. Надо помнить и то, что смех может больно ранить. Он, как говорил Маяковский, - грозное оружие. Поэтому надо знать границу, быть осторожным и тактичным.

Совет восьмой: будь естественным, не притворяйся, не старайся казаться умнее и лучше, чем ты есть. Зря: дети тебя все равно раскусят.

Часто учителя сравнивают с актером, и в этом есть свой резон. Но уж если ты играешь роль, пусть она будет твоей. Играй себя. И не переигрывай! Сходство между учителем и актером заключается, возможно, в том, что и тот и другой выходят на аудиторию, на публику. Если между актерами и зрительным залом не устанавливается невидимый контакт, спектакль проваливается. Так и в классе. Некоторые кричат и стучат кулаком по столу, а детям не страшно. Другие говорят тихо и смотрят в сторону, но какое-то колдовство завораживает детей, и они не сводят с учителя глаз. Это феномен учительского гипноза, такого, впрочем, хрупкого, но сладкого.

Больше всего я не люблю, когда учитель на уроке не говорит, а декламирует выступает. Он - вроде уже и не он, а кто-то другой, по его понятиям, лучше того, каким он является на самом деле, а на самом деле - хуже, потому что искуственнее. Он притворяется, и это всем понятно. Тем временем романтики, увлеченные учителя не обязательно говорят с пафосом. Настоящих крыльев, что возвышают их над повседневностью, порой никому не видно, и внешне человек выглядит совершенно обычно. Но в этих людях есть что-то детское, они и ведут себя иногда почти как дети.

Совет девятый возникает с восьмым: не воображай о себе больше того, что ты есть на самом деле. Знай себе цену и будь скромным, не теряя достоинства. Не надо казаться, надо быть.

Не бойся честолюбия и не слушай ханжей и бездарных завистников. Но честолюбие должно быть внутри, демонстрировать его неприлично. Честолюбие, все-таки, играет вспомогательную роль как стимулятор дела. Главное - дело. Это - твое кредо, запомни! Ты же всегда на глазах, тем более у детей, которые все видят и все замечают. От их внимательного взгляда не ускользает ничего! И ты не думай, что мнением детей, их отношением можно пренебречь. Потому что они и есть твои главные ценители и судьи, они, а не начальство, и даже не твои коллеги и друзья.

Если не тщеславие, то что же должно быть в основе твоей жизни и работы? Твоя общественная позиция. И мой последний, десятый совет: найди ее. Я говорю «найди», но, возможно, она у тебя уже есть, эта позиция. Возможно... Но она формируется, стабилизируется и кристаллизуется в деле. Рассуждать о политике, о патриотизме, об интернационализме все мастера. Но не пополняй и так многочисленные ряды «пикейных жилетов». Помни, что у тебя есть дети, и эта позиция нужна им.

Общественная позиция прежде всего - моральная. Запомни: какие бы прекрасные учебники мы ни издавали, какие бы замечательные программы ни составляли, истинный проводник гражданской идеи - ты. И от тебя зависит, дойдет ли эта идея до ума и сердца ученика в целости и чистоте или будет так хитроумно перевернута и извращена, что результат окажется прямо противоположным.

И, наконец, последнее: не воспринимай эти советы как некое подобие скрижалей или безапелляционного провозглашения непреложных истин. Я не оракул. Абсолютных правил, пригодных на все случаи жизни, не знаю. Думай сам!
Поиск



Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

Праздники сегодня

Архив записей

Друзья сайта


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz